воскресенье, 22 февраля 2015 г.

Jüdisches Museum Berlin, Еврейский музей в Берлине Ч. II


Продолжим наше путешествие по Еврейскому музею Берлина. В прошлом сообщении я забыла написать, что в музее есть кафе с кошерной едой, а также в помещениях, где находится постоянная выставка, вы можете встретить автоматы, продающие кошерные жевательные резинки. Поднявшись по лестнице на второй этаж,  вы увидите на входе гранатовое дерево, которое часто упоминается в Библии. Есть предположение, что Ева вкусила плод познания именно с гранатового дерева. Вместо гранатов на дереве висят листочки с желаниями людей. Вы можете взять бумажку, расписать свои мечты и повесить ее, чтобы сбылось, на дерево. 
Jüdisches Museum Berlin
Гранатовое дерево
Дальше вы узнаете, что Шпайер, Вормс и Майнц, три города на Рейне, были в Средние века цветущими еврейскими общинами. Они представляли мир духа и учености. Их школы изучения Талмуда, иешивы (Jeschiwot), имели большой авторитет среди евреев по всей Европе. Здесь обменивались своими мнениями, вели горячие дебаты и разрешали религиозные вопросы. Причем сами общины трех городов возникли из небольших поселений еврейских торговцев, пришедших сюда из Италии в 950 г.
Религиозные деятели трех общин образовали единство, которое называли Шум-общины (Schum-Gemeinden), которые в большой степени повлияли на ашкеназское еврейство. А символом этих общин являлся чеснок!
Jüdisches Museum Berlin, Schum-Gemeinden

На выставке есть и свиток Торы, но это не оригинал. Тора, Пятикнижие Моисеево, читается по частям во время богослужений в течение всего года. Свитки Торы пишет специально обученный человек, софер (Sofer). Два стержня, на которые накручен пергамент, называют Ez Chaim – дерево жизни. Свиток Торы в случае, если он повредится либо станет непригодным, хоронят на кладбище.
Jüdisches Museum Berlin, die Tora
Свиток Торы
 В музее вы можете увидеть модель ритуальной ванны - Миквы (Mikwe), которая в Средние века часто использовалась женщинами.  В вечер перед свадьбой или после менструаций женщины использовали микву для очищения. Для этого они спускались глубоко вниз по лестницам. 

Jüdisches Museum Berlin, Mikwe


Т.к. при ритуальном омывании всё тело должно было погрузиться в "животворящую" воду, миквы строились недалеко от водоносных трещин.  Традиция ритуальных ванн, которая пришла из Античности, поддерживалась в 20 веке только ортодоксальными евреями. Кстати, христианское крещение в воде берёт свое начало именно в этой еврейской традиции. Аудиогид сообщил, что миква есть и в берлинской синагоге. 
Jüdisches Museum Berlin, Mikwe
Миква
А теперь попробуйте найти отличия Экклезии от Синагоги (справа).
Jüdisches Museum Berlin, Synagoge
Скульптуры Экклезии и Синагоги. 
В средневековом христианском искусстве было очень распространено аллегорическое противопоставление двух религий: христианства и иудаизма- в виде пары женских фигур - Экклезии (Церкви) и Синагоги. Синагога обычно изображалась с повязкой на глазах, что намекало на духовную слепоту евреев, неспособность их воспринять "свет истины". При этом к закрывающей глаза повязке добавляется еще один знак идеологического поражения - сломанное копьё. 
Недалеко от скульптур стоит компьютер, в который вы можете ввести свои имя на латинице, и он вам выдаст написание вашего имени на иврите. Выглядит это так:


А это одеяние для Бар-мицвы (достижение еврейским мальчиком совершеннолетия - 13 лет):
Jüdisches Museum Berlin, Kleidung für Bar Mitzwa
Jüdisches Museum Berlin, Kleidung für Bar Mitzwa



Ящики начала 20 в. для сбора средств на объединение и возрождение еврейского народа на исторической родине - в Израиле, проще говоря, на сионистские цели. 
Jüdisches Museum Berlin
Ящики для сбора средств на сионистские цели

В завершении сегодняшнего поста хочу рассказать вам о Магнусе Хиршфельде, немецком враче еврейского происхождения, информация о котором тоже была представлена на выставке. Магнус всю свою сознательную жизнь боролся за права секс-меньшинств, доказывая, что гомосексуальность - не порок. А в июле 1919 г. открыл в Берлине первый в мире Институт сексуальных наук, исследовавший в т.ч. и "промежуточные сексуальные ступени". На фотографии слева запечатлены сам Магнус и ребята из его кружка (сразу бросаются в глаза обнимающиеся юноши и трансвестит слева), справа - сам Магнус Хиршфельд. 
Jüdisches Museum Berlin, Magnus Hirschfeld
Magnus Hirschfeld 1868—1935
В 1933 году по приказу национал-социалистов был закрыт его Институт сексуальных наук в Берлине, а 6 мая 1933 года он был разрушен, а книги сожжены на Оперной площади Берлина. Умер Магнус Хиршфельд в 1935 в Ницце.
Jüdisches Museum Berlin, Magnus Hirschfeld
Сзади на табличке: "Sexuelle Zwischenstufen" ("Промежуточные сексуальные ступени")


Комментариев нет:

Отправить комментарий